Урок 1.
Манипуляции работников
Когда люди уже долго с вами проработали, они начинают себе позволять очень многое
Как только Вы начнете реформировать систему управления - ждите беды. Ведь Вы покуситесь на самое святое – на права работников! Ведь они давно привыкли выбирать, что будут делать у вас на работе, а что - не будут. Истерики и крики будут теперь сопровождать Вас бесконечно. Будьте к этому готовы, и относитесь с юмором.


Террор на старте изменений – это нормально
Управленческие изменения – это большой стресс для владельца. В первую очередь, из-за психологического давления, которое будут на Вас оказывать ранее любимые Вами подчиненные.

Самая страшная ошибка, которую можно допустить – это отнестись к реакциям персонала, которые Вы будете наблюдать, всерьез. Если Вы начнете переживать и сокрушаться, когда Ваши преданные сотрудники с 20-летним стажем (по сути - Ваши друзья и соратники), начнут на Вас орать, скандалить, и всячески Вам угрожать, Вы гарантировано проиграете. У вас опустятся руки, делать ничего не захочется, Вы придете к выводу, что вся эта идея, навести порядок в бизнесе, была ошибочна. Не чини того, что работает, и в том же духе.

Поэтому даже не пытайтесь вступать в споры и обсуждать с подчиненными ваши решения. Потому что с манипуляторами логика не работает. Вы будете разгромлены потоком невообразимых и нелогичных доводов. Как зверь, загнанный в угол, ушлый работник способен практически на все, чтобы защититься. Когда Вы начнете требовать от них прозрачности в работе, своевременности в отчетах, и уж тем более, объем выработки, готовьтесь к обороне.

Пример диалога с "манипулятором" (по реальной стенограмме):

  • Я не буду работать так, как вы сказали, потому что от этого всем станет хуже!
  • С чего ты это взял?
  • Я точно знаю, у меня есть опыт работы!
  • У тебя есть опыт работы по-старому, но нет никакого представления на сколько эффективным будет новый способ работы, тебе не с чем сравнить.
  • Я чувствую, что вы не правы. Не знаю, как у Вас, а у меня очень развито чутье. Я никогда не ошибаюсь в таких вещах. Вы не работаете сами, не делаете этих вещей. Как вы можете понять, что так будет лучше? Я уверен просто, это это ошибка. Так не будет работать и все тут. Вы не чувствуете сам процесс.
  • И ты полагаешь, моя нечувствительность не позволяет мне организовывать процессы на основе грамотного распределения времени и усилий? Мы же вместе разбирали "выдающуюся" производительность твоего отдела. Ты согласился, что необходимо что-то менять в работе.
  • Я не знаю, что можно поменять. Усилия не могут быть правильными, если они идут не от сердца! Вы хотите всех заставить работать как вам кажется правильным. А надо-то, о людях думать в первую очередь!

Приреканиям не будет конца. Когда вы окажитесь в гуще событий, вспомните: единственный правильный подход – не вступайте ни к какие диалоги. Ограничивайтесь короткими емкими репликами, на которые невозможно возразить: "Так будет, потому что я так сказал".

Нужно воспринимать весь сопутствующий цирк, как нормальную естественную реакцию. Работники в обязательном порядке будут сопротивляться. Как приходиться мириться с болью после операции (хоть это и неприятно), также нужно воспринимать эмоциональный террор со стороны сотрудников. Если подчиненные огрызаются – значит, все в порядке, вы на правильном пути, лечение началось.

Всегда помните, что самые яркие истерики Вам закатывают самые вредоносные сотрудники
Это люди, которые уже на столько привыкли на Вас влиять, что уже не смогут взаимодействовать с Вами на принципах логики.
Они привыкли манипулировать. Они знают, что их слезы, сопли, нытье и шантаж действуют на Вас. Они добивались при их помощи успеха раньше, и будут использовать их до самого конца.


Ликвидация негласного партнерства
Всех сотрудников компании можно разделить на тех, кто еще сохранил остатки здравого смысла (понимает, что вы имеете право требовать от Ваших подчиненных того, что считаете правильным) и на оборзевших.

Вторая категория и представляет основную проблему. Именно люди, перепутавшие причинно-следственные связи в управлении, которые уже считают себя соучастниками бизнеса, будут доказывать Вам, что их мнение тоже важное. А по сути и важнее Вашего, ведь "на них все держится"!

Чаще всего, даже самыми жесткими мерами логику таким работникам вернуть не удается.

Если у вас был опыт неудачного бизнес-партнерства, вы знаете основные причины, которые мешают людям совместно вести дела. Чаще всего один партнер воспринимает дело всерьез и выполняет 80% работы. Другой делает 20%, придирается к первому и тешит свое Эго. Вот в таком негласном и крайне неудачном бизнес-партнерстве и состоят многие владельцы с целыми десятками своих подчиненных.

По нашему опыту, такими значимыми "партнерами" владельца компании, зачастую считают себя не только директора, но и грузчики, и сисадмины, и младшие помощники среднего бухгалтера, и так далее. Все очень гордые. И очень болезнено воспринимают "не понятно с чего вдруг нашедшее" на владельца желание, заставить всех работать.

Мания величия работников не зависит от реальных обязанностей и способностей работника – она является некой формой расстройства мировосприятия. При отсутствии периодических встряхиваний (аттестаций, разборов результатов труда и т.д. - задача которых сбивать с сотрудников спесь), средний человек с течением времени ООООчень сильно начинает себя переоценивать. В своем сознании, он умножает на 10 свой реальный вклад, и считает правильным диктовать свое мнение, как равноправный участник бизнеса.

Такому сотруднику плевать, что это Вы организовали бизнес, вложили в него собственные средства, выстраиваете все процессы, решаете ежедневно проблемы с клиентами, поставщиками, банками, с рекламой, продажами, производственными дефектами... Это он отгружает товар. Без него бы все развалилось, и вообще весь бизнес бы встал.

Присмотритесь заранее к этой категории слабовненяемых лиц. Потому что поднявшаяся от них во время преобразований "вонь" – отличный способ их выявить, и хороший повод с ними попрощаться. Удаляйте токсичных работников без сожаления. Именно они при проверки оказываются самыми вопиющими лентяями, бесполезными компании, и ядовитыми для окружения.
Как объяснить сотрудникам пользу от работы по регламентам? От того, что вы будете нормировать их труд? Никак. На словах это невозможно. Можете даже не пытаться.
Управляющий никогда не сможет объяснить управляемому пользу от того, что нужно работать больше. Существует лишь один способ, которым можно пользоваться, но и он не работает сразу – он заработает потом. Когда Вы угрозами, увольнениями, давлением, грубостью (и вообще, Вы будете непопулярным руководителем, в книжках про таких, как Вы, не пишут) заставите все-таки сотрудников работать больше, и терять времени меньше – эффективность работы вашей компании все-таки станет выше, чем у многих конкурентов. Конкурировать Вам станет проще, потому что в пересчете на сотрудника, выхлоп у Вас станет больше, и Вы сможете сотрудникам платить действительно больше. И вот когда это случится – тогда к ним в голову закрадется мысль: "А вроде ничего у нас начальник, не дурак похоже".
Результаты в процессе реформ зачастую должны опережать изменения.
Люди сопротивляются всему новому. На работе особенно, Вы же их все время заставляете работать. Это же так низко! Они бунтуют потому, что считают, что своими действиями они могут усложнить жизнь вам и облегчить себе. Бунтуют - потому что это работает. Они умеют Вас переубедить, запугать, остановить, "уберечь от ошибок". На первых этапах, любые изменения, в любой компании, становятся предметом спора. Потому что никто из мудреных опытом подчиненных не верит, что за этим спором что-то последует.

Вы сказали: "Мы вводим алгоритмы работ, чтобы компания работала эффективнее, будем контролировать их выполнение". Вам отвечают: "Мы этого не хотим". То есть эти новые стандарты еще не стали реальностью. Это примерно так, как если бы к вам пришла ваша дочь-подросток и сказала: " Я покрашу волосы в розовый цвет, от этого стану счастливее и всем станет лучше". Вы что ответите? "Может лучше не надо?".

Потом она красит, и это становится реальностью. Вы можете продолжать сопротивляться. Но, скорее всего, постепенно привыкните. И также люди постепенно привыкают к новым обязанностям и новой жизни. Они отрицают все на этапе старта, но на практике, если Вы перебороли и сделали, как хотите – неизбежно наступит принятие новой ситуации.

А потом, представьте, что Ваша дочь пришла и показала Вам оценки за четверть. А из-за того, что она стала с новыми волосами как-то счастливее и увереннее, она и учиться начала в 2 раза лучше. После нового результата (плюс уже появилась привычка), идея изменений уже не покажется Вам такой ужасной.

И у работников также. Они увидят реальные результаты, к которым привели изменения их обязанностей и увеличение их нагрузки. Ведь они станут зарабатывать больше денег. За возросшую нагрузку Вы теперь сможете им больше платить, и, кончено, так и надо сделать. Другое дело, если вы хотите нагрузку повысить, а деньги не платить, – вот тут, конечно, все разбегутся. Потому что напрягаться и осваивать новый процесс без нового результата никто не станет совершенно точно. Ну кроме мазохистов. Хотя и им за дополнительные усилия нужно будет больше боли.

Откуда взять деньги на повышение зарплат? Во-первых, большая эффективность работы увеличит скорость процессов внутри компании. Особенно быстро в деньги конвертируются реформы в отделе продаж. Продавцы начали работать в 3 раза больше, выручка подскочила в 2 раза – дополнительные деньги помогут Вам и вознаградить себя за страдания и с меньшими страданиями перенести сопротивление. Поэтому с продаж мы всегда рекомендуем начинать.

В других отделах, самый очевидный ресурс для зарплат – это увольнения. У Вас как раз обнаружит себя пятая колонна. Люди-сопротивленцы, которых в принципе захочется уволить. И на них-то как раз-то можно показать серьезность своих намерений. Ничего не продемонстрирует ее лучше, чем "расстрелы". После первых показательных казней, когда Вы культурно, без криков уволите тех, кто громче всех орал и сопротивлялся, а деньги (пусть и не все) поделите между теми, кто постарался Вас услышать и сделать, что Вы просите, – понимание придет само-собой без обсуждений. И Вы снова станете вполне сносным руководителем.
Когда ваш измученный работник, принесет домой 50 т.р. вместо обычных 30, и покажет их жене и соседу, – вот тогда они ему объяснят, что он работает в очень хорошей компании.
Когда он поймет, что заработал в прошлом месяце 50000, а его сосед по лестничной площадке (которй работате на аналогичной должности в другой компании) - заработал всего 30000, только тогда его осенит!
Ваш служащий подумает: "Действительно, директор-то наш ничего." Он забудет, что Вы его истязали, забудет, как он сопротивлялся, что Вы силой и угрозами вымогали из него рабочие усилия. Все снимет как рукой, как только Вы заплатите ему больше.
Нарушение причинно-следственных связей, это норма для наемного персонала. Только факт получения денег, способен родить положительные мысли: "Да, директор-то у нас действительно мужик (или дама). Все делает конкретно и правильно. Объясняет, как работать. Конечно, требует, но и платит". Вот сюда нужно прийти. По сути это и есть та цель, к которой любые управленческие преобразования должны вас привести. Это непросто, но возможно.
Не нужно слов, дайте денег
Не нужно ничего доказывать, обсуждать, утешать плачущих и обиженных. Понятная Вам мотивация не действует на обыкновенных служащих. У Вас мотивация бесконечная, Вы - предприниматель. У них ее нет от природы. Заставьте их работать, заставьте заработать комапнии больше прибыли, и дайте за это часть денег. Деньги скажут все за вас. Это обратная мотивация. Мотивация "по факту".

Для ваших работников, даже вышестоящих, тема эффективности бизнеса не понятна и не интересна в принципе. Вы можете развлекаться, устраивая с ними философские диспуты на эту тему сколько угодно долго. Но слова "эффективность", "оборачиваемость процессов", "конкурентные преимущества" – это все слова из инопланетного для них языка. Не питайте себя иллюзиями, это ваш бизнес. Не их. Не мучайтесь, просто дайте денег. Но только за дело. Им должно быть очевидно, что деньги вот эти за это. За то, что работник постарался и сделал в этом месяце в 2 раза больше, чем раньше, и лучше чем Петров и Иванова. Заплатите. Похвалите. Все.

Язык денег понимает любой слесарь с одним классом образования. Разговаривайте на нем, и никому не нужно будет объяснять, что вы имели в виду, когда говорили про эффективность. Конечно, есть люди, которые и за деньги работать не готовы. И когда перед ними замаячит необходимость реально напрягаться у вас в офисе, а не просто проводить время – никакие деньги не смогут им эту трагедию компенсировать.

Ну, и слава Богу. Россия – страна большая. В вашем городе или, на худой конец, в регионах всегда найдутся люди, для которых даже зарплата 20 т.р. – это отличная возможность проявить себя. Кстати, найм людей из регионов (даже со съемом им квартиры в столице) часто оказывается выгоднее при большой потребности в персонале, чем дотирование коренных жителей мегаполисов, которым хоть и близко ехать до вашего офиса работать, но как-то неохота.
Урок 1
Манипуляции работников
1. Нужно воспринимать весь сопутсвующий изменениям цирк, как нормальную естественную реакцию, которая должна случиться с работниками в обязательном порядке.

2. Удаляйте токсичных работников без сожаления, потому что именно они, чаще всего, и бывают лентяями, бесполезными для вас.

3. После первых "расстрелов", когда вы культурно, без криков, уволите кого-то, кто громче всех орал и сопротивлялся, а деньги поделите между теми, кто постарался вас услышать и сделать – понимание к коллективу придет само-собой, без обсуждений.

4. Язык денег понимает любой слесарь с одним классом образования. Разговаривайте на нем, и никому не придется разжевывать такие аристократичные слова, как эффективность, мотивация, корпоративный дух.....
Made on
Tilda