Что мешает владельцам компаний и руководителям отделов продаж установить контроль над тем, что говорят и делают продавцы? Чаще всего мифы, которые распространены на рынке о роли самостоятельности и опыта продавца, важности личной харизмы и индивидуального подхода. Со всех сторон Вас убеждают, что чутье и кураж помогают продавать лучше, чем утвержденные сверху продающие доводы или системные действия. Все люди индивидуальны!!!
Конечно, Вы продадите больше чем любой из Ваших продавцов. И Ричард Брэнсон, и Стив Джобс показали бы хорошие результаты. Предприниматели от природы более талантливы. Но таланту невозможно научить, а талантливого человека невозможно удержать на должности продавца в долгосрочной перспективе. Для системного построения продаж нужно работать с теми людьми, которые есть в вашем распоряжении.
В реальной жизни продавец в процессе своей работы проявляет примерно столько же инициативы, сколько токарь у станка на заводе. Как токарь обладает определенными навыками и опытом, так и продавец обладает какими-то наработками. У токаря результатом работы является деталь, у продавца –контракт. Оба они выполняют работу, и каждый достигает своего результата. Разница в том, что токарь строго следует технологии изготовления детали, соблюдает технику безопасности, отвечает за брак (выпущенные им детали проверяют на контроле качества), количество произведенных им за смену изделий подсчитывается. Продавцов же отпускают в свободное плавание – творить и балаболить.
Конечно, есть люди, которые, благодаря своей общительности, могут продать что угодно и кому угодно. В компании, где нет регламентов, балабол, безусловно, будет продавать больше молчуна. Но не нужно обожествлять таких людей. Во-первых, они более капризны, выбивают для себя поблажки и льготные условия труда с тем же успехом, что и сделки у клиентов. Во-вторых – балаболство вы не сможете тиражировать. Когда ваш балабол выдохнется – неизвестно. А заменить его будет проблемой.
В зрелых компаниях чаще всего ситуация уже дошла до закономерного финала: признанная «звезда продаж» уже давно выбила для себя условия в три раза лучше, чем у других продавцов, а потом перестала работать. Теперь заслуженный магистр продаж безбедно живет на постоянных клиентах и ни за что не соглашается утруждать себя поиском новых, шантажирует руководителей тем, что клиенты привязаны к нему лично, и случись что – тут же уйдут за ним куда угодно.
Таких работников собственники обычно берегут, как могут, надеясь на новые подвиги и всплески активности, какие бывали в прошлом. Но все познается в сравнении. При подсчете эффективности труда результаты балабола часто оказывается ниже, чем у исполнительного трудяги, который рассказывает о товаре, придерживаясь переговорной карты, и выполняет стандарты ведения сделки, соблюдая правила компании.