Существует целый пласт современной бизнес-литературы, которая порицает системный подход к управлению. Предпринимателей заверяют, что любые регламенты, отчеты и нормы для управления бизнесом крайне вредны. А вот отсутствие формализма, свобода общения и лидерство, напротив, способны двигать компанию вперед.
Это огромное заблуждение. Если Вы внимательно посмотрите на любую успешную компанию, которая сейчас хвалится своей неформальной культурой и показывает хорошие финансовые результаты, Вы неизбежно обнаружите, что в свое время эта компания прошла через жестокий период установки тотального контроля над всеми действиями персонала. И исключений тут нет. Просто эта стадия позади. Контроль обязательно присутствует, просто он настолько приелся, что стал почти невидимым, а вот семейственность и дружественность демонстрируются налево и направо.
Например, на заводах бразильской машиностроительной корпорации SEMCO, ныне славящейся своей неформальной культурой, рабочих поначалу просто обыскивали на выходе, приучая не воровать. В IBM продавцам однажды предоставили свободу начинать рабочий день в любое удобное для них время, на свое усмотрение, – а затем выгнали всех, кто на свое усмотрению начинал позже 9-ти утра. В Google столы для игры в пинг-понг стоят прямо в офисе и компания хвалится своей неформальной атмосферой. На самостоятельную работу сотрудникам выделяют 20% рабочего времени, но, разумеется, каждый день требуют отчитываться, чем работник заполнил это свое отведенное на творчество «свободное время».
Начинать перевод компании от "самоорганизации" к стандартам и контролю, надо с исследования, что происходит у вас сейчас. Первым делом надо разобраться, как работники уже выполняют свою работу. Спрашивать об этом напрямую бессмысленно. На вопрос «Как вы работаете?» – любой сотрудник ответит, что работает «не покладая рук», делает уйму разных дел, и, разумеется, выбивается из сил.
Существует несколько подходов к исследованию бизнес-процессов. Самый простой и дешевый из них – это непосредственное наблюдение. Причем, правила наблюдения за трудовым процессом были сформулированы еще 100 лет назад основоположником Научной Организации Труда – Фредериком Тейлором.
Тейлор разработал целую концепцию Научной Организации Труда, собственноручно повышая эффективность труда рабочих на заводе. Так как он был практиком и экспериментатором (а не консультантом-теоретиком), его труды заслуживают самого пристального внимания. Например, для одного эксперимента он выбрал опытного рабочего и поставил ему задачу – за существенное вознаграждение самостоятельно придумать способ переносить с одного на другое место 20 тонн чугуна в день. Рабочий принялся искать решение. Стал ходить быстрее, отказался от перерывов. Уже к полудню труженик утомился настолько, что упал без сил и не смог продолжить работу. При этом перенес он всего 12 тонн чугуна. В течение последующих двух недель рабочий пытался по-разному оптимизировать свою работу, но так и не смог перенести больше 15 тонн чугуна за смену.
Все это время Тейлор наблюдал за рабочим и размышлял, как правильно организовать переноску чугуна. Обладая мышлением инженера, он выбрал определенную последовательность операций, другую периодичность перерывов, другие приемы подъема и опускания болванок, ввел в работу вспомогательные инструменты.
Когда экспериментальная технология была разработана, Тейлор потребовал от рабочего в точности следовать приказам. Когда ему прикажут поднять болванку и пойти – рабочий должен идти. Когда скажут сесть и отдохнуть – рабочий должен отдохнуть. К концу первого же дня рабочий перенес 50 тонн чугуна и чувствовал себя нормально.
Аналогичные эксперименты Тейлор провел и с другими видами работ – в том числе более квалифицированными: резка, сварка, плавка, обточка металлических изделий. Результат, которого он добился, например, по плавильном цеху в целом – рост выработки рабочих в 20 раз. Заслуживает внимания, не правда ли?