Недюжинными усилиями рекламистов создано несколько прочных мифов о рекламе, по вине которых компании теряют деньги. Самым опасным из них является миф про развлекательную или «имиджевую рекламу». Рекламщики советуют владельцам при помощи рекламы вызвать у клиентов «радость и светлые эмоции». Дескать такая реклама «создаст позитивный имидж» бизнесу и ваша компания будет ассоциироваться только с самым прекрасным.
Когда Вам в следующий раз будут проповедовать подобные идеи, задумайтесь. На самом деле, никто не хочет покупать у клоунов. Так откуда вообще взялась идея развлекать клиентов при помощи рекламы?
Реклама товаров широкого потребления занимает почти 80% телеэфира и наружных рекламных площадей. Куда ни глянь, повсюду вы видите: дезодоранты, чипсы, чай, жвачку и помаду. Для производителей потребительских товаров реклама – это основной конкурентный расход. Игроки вынуждены тратить на рекламу зачастую больше денег, чем на создание товаров, иначе покупатель купит товар конкурента.
Почти все потребительские товары имеют одну общую черту – они просты и незатейливы. Жевательная резинка – это вам не станок. Про нее нельзя придумать и рассказать 30 серьезных продающих доводов, обосновывающих логичность покупки. Аргументов к покупке жвачки два: она убирает неприятный запах изо рта и, заодно, вроде как защищает от кариеса. Для того, чтобы годами повторять эту мысль покупателям (при этом не приедаться им и не раздражать), корпорациям приходится изощряться. Им приходится выдумывать ролики с танцами, песнями, шутками, яркими персонажами. Подойдет любой «креатив», который поможет преподнести эту пару доводов под новым соусом.
Насмотревшись такой рекламы, компании поменьше, но с более сложным товаром, решили уподобиться производителям жвачки и мыла. Допустим, предприятие производит хорошие качественные сковородки из металла. Эти сковородки красиво выглядят, служат в 5 раз дольше популярных сковородок с тефлоновым покрытием, у них не портится поверхность, их можно царапать, тереть, чем угодно, и мыть любыми моющими средствами. Думаете, будет компания рассказывать об этом в своей рекламе? Ни за что. Вместо этого гении рекламы выпустят «креативный» радиоролик, где дети будут петь: «Ско-во-род-ки на-ши де-ше-вы и хо-ро-ши!» За трансляцию этого ролика компания выложит несколько миллионов, и не заработает на нем ни копейки. Но будет счастлива от того, что как будто бы «создала семейный имидж марке» и «существенно повысила узнаваемость бренда».
На самом деле, если здраво проанализировать ситуацию, станет очевидно, что ничего компания не создала. Владельцы просто выбросили деньги на ветер, слепо последовав за большинством и повторив общую ошибку. Они создали рекламу «как у всех». И удивительное в том, что именно так рекламируются 90% компаний в нашей стране.
Попробуйте проанализировать рекламные сообщения Вашей компании критически. Если они похожи на рекламу конкурентов, если агентство создавало Вам рекламу не с целью мгновенно повысить продажи, а «ради укрепления имиджа фирмы» – остановитесь. Первым делом, проверьте, является ли ваше основное конкурентное преимущество главным стержнем вашей рекламы? Убедитесь, что реклама говорит именно о том, за что именно клиенты покупают ваш товар (конечно, если Вы это знаете сами). Только такая реклама является продающей.