Не думайте, что ваши клиенты с ходу могут выложить вам ценные идеи, которые помогут вам сделать востребованный товар. Они, скорее всего, даже не догадываются, что бы их порадовало. Вряд ли они проводят время, размышляя о вашем бизнесе. Поэтому нужно заранее выбрать такие методы исследования, которые помогут вам достать нужные ответы.
Несмотря на то, что методов наблюдений и опросов очень много, реально полезные и репрезентативные результаты дают лишь несколько из них.
По степени эффективности тройка самых лучших методов выглядит так:
Метод маркетинга №1: Наблюдение на месте покупки
Непосредственное наблюдение за покупателем – самый технически простой способ получить ответы на ваши вопросы. Он в основном применяется в b2c-бизнесах. Но можно адаптировать и под b2b – наблюдать за покупкой на сайте или во время торговых выставок.
Возьмите блокнот и ручку и тщательно запишите все действия клиента. Что он делает? В каком порядке? Сколько времени он тратит на изучение товара? Какие эмоции испытывает, когда берет ваш товар в руки? Он доволен или равнодушен? Что-то отвлекает его внимание в процессе?
Если у вас розница, не ленитесь выходить в торговый зал и спрашивать посетителей: «Здравствуйте, я здесь работаю. Что вы о нас думаете?». Так делал основатель компании IKEA Ингвар Кампрад. Он подходил с этим вопросом к 9 посетителям гипермаркета каждый день. Всю жизнь. Может казаться, что это чересчур неблагодарный труд. Но качество полученных данных будет несравненно высокое. Даже очень занятой человек способен выделить в своем графике 20 минут в день пару раз в неделю. Но лучше вас эту работу не сделает никто.
Устное общение с клиентом почти всегда информативнее письменных опросов. Во-первых, человеку проще говорить, чем писать. За то же количество времени вы получите от него больше информации. Во-вторых, как показывает опыт, при личном общении вы получите гораздо более осмысленные выводы. Вы говорите с клиентом лично. А что вы получите заказав у именитой компании маркетинговое исследование рынка с опросом 10 000 респондентов? Большой вопрос.
Метод маркетинга №2: Эксперимент с ценой
Самый громкий ценовой эксперимент, потрясающий по свой дешевизне, прагматизму и здравости, провел Ли Якокка, кода стоял во главе FORD.
В демонстрационный зал, где был выставлен опытный образец новой модели Ford Mustang, поочередно заводили людей, чтобы они оценили автомобиль. Люди для эксперимента были подобраны из числа тех, для кого покупка автомобиля не являлась первоочередной. У каждого из них уже была как минимум одна машина.
После записи общих впечатлений респондентов о внешнем виде и характеристиках автомобиля, им задавали вопрос: «Как вы думаете, сколько он стоит?». Ответ на этот вопрос значил для Ли очень многое. Почти все участники называли цену примерно на 1000$ больше, чем была запланированная компанией цена. И это в ценах 1964 года! Это был очень обнадеживающий сигнал.
Далее следовал следующий вопрос: «Купите ли вы?». На этот вопрос менее 30% участников дали утвердительный ответ. Но когда отказавшимся сообщали истинную цену автомобиля, участники отрекались от своих слов и готовы были купить Мустанг без разговоров. И это был сигнал, что Мустанг будет абсолютным хитом. Так и случилось.
Помните, что маркетинговое исследование товара целесообразно только в том случае, если вы тестируете товар вместе с ценой. Впечатления потенциальных покупателей о товаре без учета его цены - никак не характеризуют спрос.
Они говорят только о вкусах людей и их сиюминутных настроениях.
Метод маркетинга №3. Анкетирование с обменом
Короткие анкеты с вопросами о товаре не работают. Работают подробные анкеты. Но их еще нужно умудриться предложить правильным людям, правильным способом, сподвигнув их эту анкету заполнить.
Задача решается так: выдавайте анкету вместе с чеком на кассе. Предварительно кассир должен поинтересоваться у покупателя, не желает ли он заполнить развернутую анкету покупателя при условии, что вы предоставите ему скидку в 20% (или любой другой внушительный бонус) при следующей покупке.
В анкете расспросите обо всем, с чем сталкивается клиент в вашем бизнесе: начиная от вывески и заканчивая выпиской чека. Расспросите про интерьер, чистоту помещений, освещение, ассортимент, вежливость сотрудников, время ожидания товара и т.д. Обязательно спросите клиента, как вы можете обслужить его лучше.
Письменные полевые исследования в маркетинге полезно проводить, минимум, раз в квартал. Детальность анкеты и ее содержание можно менять. Подобная анкета не причинит неудобств тем, кто захочет обменять ответы на деньги. Но как бы подробно вы не составили анкету, она все равно уступит личному смысловому общению с покупателем.