Если вам удалось перестроить работу отдела продаж, и перевести ее на принцип оплаты за результат (вы регламентировали продающие действия продавцов и можете теперь подсчитывать производительность труда сотрудников), у вас появились совершенно ясные критерии для ежемесячного подведения итогов и расчета выплаты вознаграждений. Теперь вы можете пойти дальше, и увенчать весь цикл оценочного процесса, подведением годичных итогов.
Ежемесячный подсчет и анализ результатов – это оперативная работа начальника отдела. Она позволяет сотрудникам отдела продаж чувствовать, что все их действия находятся под контролем. Этот ритуал имеет простое, и даже несколько бытовое значение, - вы должны выяснять количество произведенной работы для того, чтобы рассчитывать величину заработанной платы сотрудников. Деньги должны выплачиваться исключительно на основе этих импирических цифр.
У годовой оценки цели другие. Во время ежегодного подведения итогов продавцы должны отчитаться перед директором отдела о том, как они работали над увеличением собственных показателей. А директор после этого, в свою очередь, – отчитаться перед вами, какими именно средствами и с какой результативностью он помогал продавцам улучшать их персональные показатели.
Годовая оценка отдела продаж строится по двум направлениям: вы оцениваете работу продавцов, а на ее основе и с особой тщательностью – работу директора отдела.
Для продавцов годовая оценка – это либо ритуал "опускания" их самомнения, если таковое зашкаливает, либо наоборот, ритуал высказывания заслуженной похвалы – если результаты хорошие. С юридической точки зрения, результатом подведения итогов является либо перезаключение контракта с сотрудником на новый срок, либо расторжение. Напомним, в нормальной системе управления, трудовой контракт всегда должен заключаться на определенный период, обычно на год. Бессрочных договоров в принципе не может быть в коммерческих структурах. "Пожизненный" найм мгновенно превращает любой бизнес в собес.
Помимо резюмирования оперативных показателей, при ежегодном подведении итогов также следует оценивать результаты достижения стратегических целей. Это те задачи, которые вы ставите перед отделом продаж на следующий год. Постановка годовых целей – очень удобный управленческий прием и, если вы еще не внедрили его в свою практику, обязательно попробуйте. Если вам хочется, например, увеличить средний чек, при перезаключении контракта с продавцом берите с него письменное обязательство: увеличить средний чек на 5%. И в конце года оцинивайте все предпринятые для этого шаги, все проведенные эксперименты, все использованные приемы и т.д.
Вы получаете возможность объективно сравнивать продавцов между собой по их творческим способностям, умению достигать результатов и т.д. Этот инструмент ничего вам не стоит, но позволяет нацелить персонал на решение конкретных, конечных задач, каждый год различных. Такой воспитательный стимул учит людей мыслить более долгосрочными категориями в унисон с целями бизнеса.