Business Reforming Group
время чтения: 7 минут

Развитие малого бизнеса в России

Существуют разные мнения о том, что мешает малому бизнесу в России развиваться. Сами предприниматели указывают одни причины, аналитики говорят о другом. Мы постарались коротко докопаться до основных причин в этой статье.
1

Как выглядит малый бизнес в России

Из 6 миллиона предприятий малого и среднего бизнеса в России 95% сегодня относятся к категории микро – не более 15 человек и выручка не более 60 млн.р в год. Из более 6 млн работающих в России компаний, более 5,5 млн – это микробизнес, 266 000 – малые компании, а 20 000 предприятий относятся к среднему бизнесу.

Средний бизнес у нас принято объединять с малым в аббревиатуру МСП. На что жалуются предприятия МСП? По исследованию, которое провела KPMG опросив более 2000 компаний эти четыре проблемы:

1. Ограниченный доступ к финансированию
2. Плохой бизнес-климат
3. Проблемы с кадровыми ресурсами
4. Проблемы с рынками сбыта

Вот так характеризуют проблемы сами предприниматели, представители МСП. Но не все так просто, как может показаться. Все эти проблему указывают лишь на тревожные симптомы, которые предприниматели ощущают, хотя стоят за проблемами развития совсем другие реальные причины.

2

Ограничители: что сдерживает развитие малого бизнеса в России на самом деле?

Для начинающего предприятия важно сразу понять, как делать бизнес в России. Пока что есть у нас в голове ограничители, из-за которых только 3% российских малых предприятий живут больше трех лет.

1. Проблемы с законами

Первое, на что обычно обращают внимание иностранцы в нашей стране — это специфическое отношение русских к правовым нормам, отсутствие установки четко следовать закону. В руководстве для немецких бизнесменов, отправляющихся в Россию, написано: «Будьте осторожны: как только вы наладите с русскими неформальные отношения, они будут уговаривать вас нарушить закон».

2. Неформальные связи сильнее формальных

Бизнес в России — личностный, весь основан на связях. И это не удивительно: «Если нельзя рассчитывать на закон, остается доверять себе и тем, кто тебя окружает». Не случайно, любое обсуждение российских компаний заканчивается перечислением имен собственных (кто с кем связан, кто что контролирует). И только так, по сути, можно разобраться в происходящем.

3. Культ хронической занятости


В нашей стране принято быть героями. Русский бизнес – это геройский бизнес.Своеобразный культ хронической занятости предпринимателей, призванных работать "на грани инфаркта". Их рабочий день в среднем достигает 11 часов при 6-дневной рабочей неделе.

Не менее 1/4 предпринимателей можно со всеми основаниями отнести к трудоголикам. При этом, чем выше уровень руководителя, тем длиннее его рабочий день, тем чаще у него исчезает разница между буднями и выходными.
Эта поглощенность работой, хотя и вызывает уважение, отчасти обусловлена тем, что управленческие функции слабо дифференцированы. Для владельцев бизнеса в норме самим вникать во все крупные и мелкие детали, а подчиненные обычно бегают к первым лицам практически по любому вопросу.

4. Страх: "больше бизнес, больше проблем"

Помимо налогов и прочих жалоб многие не расширяются потому, что не понимают, как сохранять контроль. Непонятно, как расширяться и не чокнуться. То управленческое состояние малого бизнеса в России, которое у нас есть поголовно, действительно вызывает опасение. При таких условиях очень сложно при разрастающемся штате и расходах в оплате труда сохранить еще и доходы, учитывая, что каждый новый работник – новая проблема.

3

Как развивать малый бизнес в России

По сути задача ясна: как дорос до микро – дорасти до малого бизнеса, а малого – до среднего. Теоретически именно на среднем бизнесе держится экономика любой страны. Этот сегмент играет сегодня важнейшую роль в всемирной экономике – 1,4 млн компаний среднего бизнеса в мире обеспечивают 31% доходов в мире. Самые лакомые отрасли для среднего бизнеса в мире, это:

- оптовая и сетевая розничная торговля
- строительные организации;
- производители товаров народного потребления;
- частные медицинские центры;
- бизнес в сфере IT-технологий

Весь популярный бизнес в России в среднем сегменте также связан с этими сферами. И если ваше предприятие потенциально относится к этим сферам, но вы не можете расти, нужно предпринимать следующие шаги:

1. Продиагностировать свой сбыт

Первое, чем нужно заняться, это понять, что же вызвало те самые "проблемы с рынками сбыта". Проблем глобальных нет. Да, есть какие-то отрасли, которые развиты чуть лучше, а есть отрасли, развитые чуть хуже. В некоторых отраслях, особенно если вы выводите новинку, вам может быть туго. Но проблема не в рынках, а, зачастую, а в плохо организованном сбыте. Ошибок в отделах продаж допущена масса. О том как их выявлять мы рассказали в отдельной статье.

2. Продиагностировать систему управления

Системы управления как таковой во многих субъектах МСП попросту нет. Есть некое подобие управленческой структуры, в которой все друг с другом связаны, да так, что на самом деле выходит, что никто ни за что не отвечает. В российских структурах плохо выделены центры ответственности, а потому и управлять нижними работниками через средних получается с трудом. Чтобы понять тонкости этой проблемы, прочитайте вот эту статью.

3. Найти точки, где вы застряли

После диагностики основных проблем, вы найдете места и проблемы, которые реально тормозят компанию, и это будет совсем не тот же список KPMG, который отражает формальные тревоги предпринимателей. Работа по устранению этих ошибок полностью описана в инструкциях Business X-Files, о которых вы можете прочитать здесь.

Развитие продаж
Статья подготовлена
Аналитиками BRG
Подпишитесь на рассылку, чтобы получать наши свежие статьи об управлении бизнесом, закрытые кейсы и бесплатные фрагменты инструкций Business X-FILES
НАШИ УСЛУГИ В ОБЛАСТИ СИСТЕМАТИЗАЦИИ И УПРОЩЕНИЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА:
ПРОВЕСТИ ДИАГНОСТИКУ СВОЕЙ СИТУАЦИИ:
«АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕСА С ОПЛАТОЙ ЗА РЕЗУЛЬТАТ»
ОБУЧИТЬСЯ И ВНЕДРИТЬ ВСЕ ИЗМЕНЕНИЯ СВОИМИ РУКАМИ:
Полная методология нашей работы открыта и доступна для изучения в обучающей программе на основе
инструкций Business X-FILES
Это дистанционная учебная программа, которая позволит Вам диагностировать управленческие ошибки, допущенные в Вашем бизнесе, и внедрить в компании эффективные инструменты управления. Программа снабжена поддержкой внедрения всех описанных инструментов.


ПОДРОБНОЕ ОПИСАНИЕ ОБУЧАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ ПРОГРАММЫ
BUSINESS-X-FILES.COM =
>
Made on
Tilda