Разработка системы оплаты труда в сбыте, которая позволила бы управлять действиями продавцов – это задача, которую пытается решить владелец каждой компании без исключения. Некоторым хватает фантазии, чтобы пойти сложным путем и разрабатывать свою систему метрик и показателей с нуля. Но большинство предпринимателей все же внедряют готовые методики мотивации труда – такие, как, например, широко разрекламированная система KPI.
Если вы не сталкивались с системой KPI, поясним, что ее внедрение состоит из нескольких шагов:
1. Вам нужно выбрать и установить ряд наиболее важных требований к работе продавцов, за выполнение которых вы будете платить деньги, а за невыполнение – денег лишать. (Например: оператор АЗС в момент расчета на кассе обязан предложить клиенту омывайку, хот дог и кофе. За каждое действие оператор получает определенный балл по системе KPI)
2. Каждому требованию вам нужно присвоить свой коэффициент значимости. Благодаря ему значение определенных действий продавца будет увеличиваться или уменьшаться в итоговом расчете денег. (Если на продаже кофе АЗС зарабатывает в три раза больше, чем на омывайке, то коэффициент за фразу «Кофе с собой не желаете?», вероятно, будет выше. А если вы поборник вежливости, то за фразу: «Удачи Вам, счастливого пути, заезжайте к нам еще» и улыбку – коэффициент может быть максимальным.)
3. По каждому требованию нужно установить колонки «План» и «Факт», в первой – указать плановое (нормативное) значение, которое за достижение которого продавец будет получать обозначенную сумму денег. (Например: не менее чем 70% клиентов за смену сказать все присказки.)
Далее показатели измеряет руководитель отдела продаж и при помощи соответствий параметров и денежных сумм рассчитывает итоговую зарплату каждому продавцу. Можно ли применять такую схему материальной мотивации труда? Можно. Но при соблюдении ряда требований:
1. В системе KPI должны быть только те параметры, которые оценивают количество действий продавцов
2. По каждому действию должны быть установлены адекватные нормативы
система не должна содержать «неправильные параметры» - которые вместо того, чтобы стимулировать продавцов, подавляют желание работать.
3. При грамотном подходе таблица показателей KPI поможет вам управлять действиями продавцов. Но на практике же такие случаи встречаются редко. Именно с выбором оценочных метрик у предпринимателей возникают серьезные проблемы.
Таблицы KPI для продавцов, внедренные в российских компаниях создаются так, чтобы нравиться руководителям. Но как инструмент управления для работников они чаще всего не просто бесполезны, а попросту вредны.